Немного об основных недостатках и достоинствах автоматических коробок передач

 АКПП однозначно в разы увеличивает комфортность управления автомобилем. Отсутствие необходимости порой затруднительного выбора нужной на данный момент передачи и осуществления собственно самого процесса переключения передач, позволяет сосредоточиться на безопасном управлении транспортным средством, что в сложной ситуации не повредит и самому опытному профессионалу. Гидротрансформатор, выполняющий роль сцепления для АКПП, создает условия эксплуатации, более благоприятные для ходовой части, двигателя внутреннего сгорания (ДВС), что несомненно увеличивает их ресурс, и конечно же опять – комфорт и мягкость переключения передач в АКПП, вся система управления работой АКПП предотвращает возможность возникновения перегрузок ходовой части и двигателя транспортного средства по ошибке водителя. ТС, оборудованное АКПП имеет систему пассивной безопасности, не позволяющей завести двигатель в положениях селектора переключения передач АКПП отличных от “P” (паркинг) и “N” (нейтрал), предотвращающей самопроизвольное движение ТС в момент стоянки на неровной местности так как вынуть ключ из замка зажигания представляется возможным только в положении селектора переключения передач АКПП “P”.Теперь немного о недостатках коробки автомат. Если говорить об АКПП более старых образцов, то к ним отнесём более низкий КПД, чем у механической коробки передач (МКПП), что увеличивает расход топлива, у более современных АКПП, в некоторых режимах движения, электроника добивается более высокой экономичности по сравнению с МКПП, за счет поддержания оптимальных оборотов ДВС и управления блокировкой гидротрансформатора. Недостатком, который может заметить только искушённый автолюбитель, является сравнительно худшая динамичность разгона ТС, оснащённого АКПП. Стоит ли относить к недостаткам возможность завести ТС исключительно при помощи стартера, судить Вам самим. Предполагаем, что большинство автолюбителей, имеющих опыт вождения ТС с обоими типами КПП, отдадут предпочтение ТС, оснащёнными АКПП. 

Основа безупречной работы АКПП это идеальное состояние её смазочной системы, поэтому остановимся на основных вопросах, касающихся трансмиссионных масел (ATF), замера их уровней, качества, охлаждения, сроках замены, и вопросах часто задаваемых при появлении признаков неисправности АКПП.


Итак, как же проверять уровень ATF в АКПП?
          У подавляющего большинства ТС уровень ATF в АКПП проверяется при работающем ДВС и установке селектора выбора передач в положение «P». На щупе для измерения масла ATF в АКПП, имеется (в зависимости от типа АКПП) несколько меток. В основном: две верхние метки (в редких случаях единственные), соответствуют нормальному уровню ATF, рабочей температуры 90°С. Во множестве случаев это место щупа отмечено насечкой и/или надписью «горячо» - «Hot». Дабы разогреть до рабочей температуры ATF Вашей АКПП рекомендуется проехать от 15-ти до 25-ти километров, в зависимости от погодных условий. После разогрева ATF в АКПП зафиксируйте ТС на горизонтальной поверхности. Достаньте щуп из АКПП, и протрите его материалом, который не оставит никаких частиц (ворсинок, ниточек и т.п.). Поместите щуп обратно в АКПП до упора. После повторного извлечения самое нижнее, сухое место на щупе соответствует уровню масла ATF в АКПП. Изредка на щупах имеются нижние метки, соответствующие уровню холодного ATF масла в АКПП. Данная метка предназначена для приблизительного определения количества масла, заливаемого в случае замены масла АКПП. Окончательный уровень ATF, следует проверять только после прогрева ТС вышеизложенным методом.

          Нередко на щупе бывает указано, в каком положении селектора выбора передач следует проверять уровень масла ATF в АКПП, а также тип используемого ATF. Особого внимания достойны АКПП Honda (Хонда) и Acura (Акура). В этих АКПП уровень ATF проверяется как и у остальных ТС после достижения ATF рабочей температуры, но при заглушенном ДВС. Бывают АКПП, где уровень ATF проверяется при установке селектора выбора передач в положение «N”». Эти коробки автомат, как правило, используются на ТС с передним приводом в автомобилях марок Mitsubishi (Митсубиши), Hyundai (Хёдэ) и Proton (Протон). Обращаем Ваше внимание на то, что речь идет не о модели автомобиля, а о модели АКПП. В качестве примера АКПП F4A51 Митсубиши встречается на автомобилях Chrysler (Крайслер). В случае если у Вас автомобиль Хёндэ или же Протон, то уровень ATF масла в АКПП надо проверять в положение селектора выбора передач «N». В автомобилях Крайслер или Митсубиши c поперечным расположением ДВС, проверьте на АКПП со стороны колеса наличие боковой штампованной крышки, закрепленной десятью болтами, при наличии - у Вас АКПП Крайслер, и проверку уровня ATF следует проводить при установке селектора выбора передач в положение «P». Отсутствие крышки сообщает, что на Вашем ТС произведена установка АКПП Митсубиши, и уровень ATF следует проверять при установке селектора выбора передач в положение «N». Также в положение «N» селектора выбора передач АКПП проверяется уровень на  Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee, где также установлена АКПП Митсубиши. Обратите внимание, что в некоторых случаях на эти марки авто производилась установка АКПП Aisin Warner (AW), где уровень ATF следует проверять в положение селектора выбора передач «P». Для правильного определения типа АКПП, установленной на Вашем ТС, обратите внимание на особенности конструкции коробки автомат: АКПП Aisin Warner имеет поддон в форме прямоугольника, труба щупа приварена к поддону сбоку, в задней же части поддона имеется пробка для слива ATF . У АКПП Chrysler поддон практически квадратный, труба щупа установлена в картере коробки, а сливной пробки нет.

          Также, проверку уровня ATF масла в АКПП AUDI и VW с трехскоростными АКПП следует проводить при установке селектора выбора передач в положение «N». Изредка встречается у некоторых АКПП контрольная пробка, вместо щупа, которая находится в картере АКПП. Неудобство в этом случае заключается в том, что проверку масла в АКПП нужно производить под автомобилем, а значит загонять ТС на «яму» или воспользоваться подъемником. Правда есть и преимущество: невозможность перелить масло в АКПП, что очень важно, и об этом будет речь ниже. Подобные пробки установлены на АКПП фирмы производителя ZF. Данные АКПП ZF устанавливаются на большинстве автомобилей AUDI, BMW и VW. Для пятискоростной АКПП эта пробка также служит для заливки ATF. В целях Вашей безопасности осуществляйте контроль уровня ATF при чуть теплом масле ATF. На АКПП американского производства такая процедура проверки уровня ATF встречается только в АКПП 4T40E. Бывают АКПП, у которых, вообще, не предусмотрено никаких устройств для определения уровня ATF. Это АКПП Mercedes 722.6, устанавливаемая, на множество автомобилей этого концерна. Всё дело в том, что емкость, для заливки ATF масла АКПП, соединяется с масляным поддоном через перепускной клапан, поддерживающий требуемый уровень масла ATF в поддоне. Поэтому уровень залитого ATF не столь важен, как для других типов АКПП. 

В чём опасность заниженного или завышенного уровня ATF масла в АКПП? 

          Низкий уровень масла АКПП опасен тем, что насос АКПП вместе с ATF начинает захватывать воздух. Результатом является образование воздушно-масляной эмульсии, хорошо сжимаемой и имеющей низкую теплопроводность. ATF теряет важнейшие свойства, и становится легко сжимаемым. Вследствие этого будет снижение общего давления в системе управления АКПП, худший отвод тепла из коробки автомат, ухудшение качества смазки трущихся элементов АКПП. Эксплуатация ТС со вспененным ATF в АКПП быстро выведет коробку автомат из строя. Отметим, что не стоит путать отдельные крупные пузырьки воздуха в ATF  при проверке на щупе (это в пределах допуска) с пенящимся ATF, представляющим из себя равномерно вспененную жидкость со множеством мелких пузырьков. Вспенивание ATF увеличивают объем масла в АКПП, поэтому при проверке уровня данные окажутся завышенными. При данной ситуации рекомендуем заглушить ДВС, и дать отстояться вспененному ATF в течении некоторого времени, и только затем, не заводя мотор, проверить уровень масла АКПП. Если щуп для проверки уровня ATF окажется совсем сухой, то можно смело доливать литр ATF. Масло может вспениваться и находящимися во вращении деталями коробки автомат, если уровень ATF превышает допустимое значение. При завышенном уровне масла АКПП в ATF начинают окунаться вращающиеся детали коробки автомат и вспенивают его. Вспенивание происходит не моментально после запуска ДВС, как в случае с заниженным уровнем ATF, а уже в процессе движения, особенно при высоких оборотах ДВС. Как в случае заниженного уровня ATF, так и в случае завышенного уровня масла АКПП, вспенивание ATF приводит к увеличению объема, и, как следствие, к выбросу ATF через сапун АКПП. Взгляд на автоматическую трансмиссию снизу будет одинаков - вся коробка автомат залита маслом. Поэтому в случае поломки или утери щупа внимательно отнеситесь к выбору нового, при не 100% совпадении их размеров вероятно повреждение АКПП из за неправильного уровня ATF, ведь Вы не сможете его точно замерить.
 
В случае если уровень абсолютно нормальный, но наблюдается вспенивание масла АКПП, то причина может крыться в повреждении уплотнения фильтра или самого фильтра АКПП. Замена не должна быть в таком случае отложена на долгий срок.

Бывают случаи, когда уровень ATF постоянно понижается, а следы течи абсолютно отсутствуют. Возможной предпосылкой для такой неисправности может является наличие у некоторых типов коробок автомат вакуумного модулятора - специального устройства АКПП, формирующего давление системы, пропорционально степени разряжения во впускном коллекторе ДВС. Внешне вакуумный модулятор может напомнить подобное устройство на трамблере, устанавливаемом на автомобилях ВАЗ. Модулятор соединен с впускным коллектором трубкой, отводящей в случае неисправности мембраны модулятора, ATF из коробки автомат в коллектор, где ATF сгорает. В начале 90-х годов компании отказываются от использования модуляторов и заменяют их электрическими датчиками. Представителями автомобилей, с подобным устройством АКПП являются автомобили с передним приводом, производства концерна General Motors, имеющие четырехступенчатые АКПП, автомобили концерна Ford – Explorer, Scorpio и Sierra, а также Mercedes-Benz.. Еще одной причиной подобного понижения уровня ATF без следов течи может служить нарушение общей герметичности системы охлаждения. У многих ТС радиатор для охлаждения ATF масла АКПП встроен в основной радиатор охлаждения антифриза ДВС. В момент нарушения герметичности встроенного радиатора, ATF попадает в общую систему охлаждения двигателя, в следствии чего антифриз преобразуется в розовую эмульсию. В некоторых случаях не ATF уходит в антифриз, а наоборот, и это очень опасный симптом, ведь попадание иной жидкости в АКПП грозит коррозией, ухудшением качества смазки всех узлов и деталей АКПП, да и множеством других проблем.

Попробуем разобраться в вопросах, касающихся того, как определить, какое ATF залито в коробке автомат, и что и сколько заливать при его замене. 
          Все трансмиссионные масла отличаются как своим цветом, так и запахом. Есть желтые ATF, а есть красные, но и гамма этих цветов может отличаться, например у красного ATF от светло-красного CASTROL до тёмно-красного ELF. Глобально о качестве цвет масла не говорит, ибо определяется только красителем, который через небольшой промежуток времени работы, и это у любого ATF, приобретает прозрачно-коричневый цвет. Надо учитывать, что при замене масла без помощи специальных устройств по замене масла в АКПП  под давлением обновляется далеко не весь объем ATF, и то, что в процессе эксплуатации АКПП цвет и запах ATF изменяются - определить марку мала АКПП невозможно, даже если оно менялось совсем недавно. Необходима хотя бы двукратная замена масла, конечно в случае отсутствия серьезных нарушений в работе коробки автомат. Рекомендуется использовать ATF, оговоренное в инструкции по эксплуатации ТС. Бывает, как было рассказано ранее, что тип рекомендованного масла указывается еще и на щупе. Как правило, инструкция по эксплуатации ТС рекомендует использовать вплоть до названия определенный тип масла. Вероятнее всего , этому есть скорее коммерческое обоснование, чем техническое. Например, Крайслер использует Mopar ATF 7176, а в инструкции указанно, что это ATF имеет экстремальные фрикционные свойства по сравнению например с Dexron или Mercon, но на щупе например Jeep Grand Chrokee мы обнаружили рекомендацию заливать Mopar ATF 7176 или Dexron II, значит уже не катастрофично! А если учесть, что наш начальник ездит после переборки АКПП на Крайслере с залитым ESSO LT, и не испытывает при этом никакого дискомфорта, можно сделать вывод, что строго придерживаться указаний производителя не совсем обязательно, но совет профессионала по замене масла в АКПП всё же необходим. Примером может служить и цитата с банки Mobil Synthetic ATF, того самого Mobil, который не рекомендует смешивать разные типы трансмиссионных масел, заметим даже собственного производства «Compatible with conventional ATF fluids» в переводе совместимо с обычными маслами АКПП. Многолетний опыт в области ремонта АКПП указывает на то, что причины неисправностей кроются не в смешивании различных типов ATF при его замене, условия эксплуатации АКПП, и даже самая дорогая синтетика не спасёт, если правила эксплуатации и профилактики нарушаются. И всё же рекомендуем, посоветовавшись с профессионалом, менять масло АКПП под давлением во всей системе. Ведь при частичной замене не происходит промывка системы, а большинство масла АКПП остаётся в трубках, каналах системы управления и гидротрансформаторе (ведь не у каждого есть пробка слива ATF). Это считается допустимым, но нами не рекомендуется. Полная замена масла без спец.оборудования возможна путём двух или трехкратной замена ATF, что экономически нецелесообразно по сравнению с заменой под давлением, с выставленным уровнем залива ATF


          По поводу объёма ATF рекомендуем прибегнуть к технической документации ТС, или обратиться к профессионалам, ведь в зависимости от типа АКПП, коробка автомат может вмещать от 4,2 литра у DAIHATSU TERIOS до 15,5 литра FORD EXPEDITION.
 
Теперь попробуем разобраться как часто следует менять ATF в АКПП, даже если официальный дилер  Вашей автомобильной марки уверяет Вас, что масло в трансмиссии вечно… мы же не дети и не фанатики учёные, и не верим в вечный двигатель, ведь так?!

        Сроки замены ATF зависят от типа автоматической коробки передач, и условий эксплуатации АКПП. При стандартных условиях эксплуатации коробки автомат рекомендуем менять ATF через каждые 70 тысяч километров пробега не больше, в случае, если Вы не много ездите, то каждые 2 года. При иных условиях эксплуатации АКПП, как то температурный режим климатического пояса (более жаркий или более холодный), постоянные городские пробки, или езда в стиле старт/стоп, повышенный скоростной режим, или весовые перегрузки автомобиля, рекомендуем замену ATF через каждые 25 тысяч километров пробега или каждый год. У многих, особенно дорогих моделей автомобилей по инструкции к эксплуатации замена ATF, как процедура вообще не предусмотрена. Рекомендуем регулярно, не реже одного раза в неделю, проверять качество ATF в Вашей АКПП. К сожалению, мы часто встречаемся с сожженным маслом, сливаемым из поддона АКПП, очень дорогого автомобиля, а официальный дилер марки дистанцируется от проблемы, с вердиктом неправильного использования автомобиля. Придерживаться рекомендуемых сроков замены следует, даже если в процессе эксплуатации АКПП не произошло заметного изменения качества ATF, и Вы не попадали в экстремальные для АКПП условия (пробуксовки в грязи/снегу и т.п., буксировка Вашего или иного транспортного средства и т.д.). Во всех случаях потемнения ATF и/или появления горелого запаха, поменяйте ATF, не дожидаясь следующего термина замены. К сожалению, замена горелого ATF не всегда спасает создавшееся положение. В большинстве случаев подобная ситуация заканчивается капитальным ремонтом автоматической коробки передач. При процедуре замены ATF в АКПП обязательным является замена прокладки поддона АКПП и фильтра АКПП. В некоторых типах автоматических коробок передач замена фильтра во время смены ATF масла невозможна, ввиду конструктивных особенностей строения АКПП примером могут послужить, Daewoo Espero, Nissan Maxima (АКПП RE4F02A), SAAB 900 и 95, Volvo 850, автомобили Opel с передним приводом и четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Разберёмся как же оценить качество ATF масла в АКПП. Разные виды ATF отличаются цветом и запахом. Если Ваша АКПП только прошла ремонт, стоит осмотреть щуп и запомнить цвет и запах масла АКПП. Если в процессе эксплуатации АКПП, визуальные и иные качества ATF изменятся, то это означает, первый «звонок» к обращению к специалистам в области диагностики и ремонта автоматических коробок передач, с целью проверки состояния автомата. В случае покупки автомобиля оборудованного АКПП, ATF должно быть прозрачным, а темно-коричневый оттенок ATF или горелый запах, уже не предвещают ничего хорошего. Капнув каплю ATF, со щупа на белую салфетку убедитесь, что ATF легко впитается, и в нем нет посторонних примесей. Даже если в неисправной автоматической коробке передач, перед продажей транспортного средства, несколько раз подряд менять ATF, все равно при доскональном анализе капли ATF, можно рассмотреть мелкие тёмные частички, контрастирующие с прозрачным и ярким ATF. Черный налет на щупе АКПП не является однозначным индикатором неисправности АКПП, необходимо сначала хорошо вытереть и повторно проверить состояние ATF. Если чёрный налет не появился, то значит, что предыдущий был вызван тем, что щуп элементарно долгое время не использовали. Не поленитесь и проверьте систему охлаждения двигателя, чтобы убедиться, в том что антифриз прозрачный, и в нём не содержится эмульсии из масла и воды. Не забывайте, что бывает антифриз красного цвета, напоминающий ATF для автоматических трансмиссий. 

 
 
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
 

Рейтинг:
(Голосов: 0)
Оценка: 0