Ремонт МКПП

Занимаясь ремонтом автоматических трансмиссий, мы не забываем о владельцах автомобилей, оснащённых механическими коробками переключения передач (МКПП), у которых возникает ряд вопросов, таких как «каковы признаки поломки МКПП», «что делать, если МКПП сломалась?», «чинить МКПП, или искать б/у?», или глобальный «что лучше МКПП или АКПП». В данном разделе постараемся осветить ответы на данные и другие вопросы, рассмотрев принцип действия МКПП и их основные типы, а также дать рекомендации по эксплуатации МКПП.
 

Изначально хочется остановиться на полном выходе из строя МКПП. Вариантов вновь обрести коробку передач в автомобиле несколько, первый: купить новую. Для владельца отечественного автомобиля – бесспорно вариант, хотя и ему это может выйти дороже следующих вариантов. Обладатель иномарки даже если найдёт агрегат у дилера (что не всегда легко и разумно по времени доставки), то столкнется с фактом цены, а он порой нокаутирующий. Второй: найти б/у. В данном случае, если повезёт с точностью типа МКПП, то это бюджетный вариант, но каковы гарантии длительной эксплуатации?! Уважающий себя продавец долгосрочных гарантий не даст. А в случае выполнения гарантийных обязательств, где гарантии, что следующая МКПП появится в столь же сжатые сроки?!
 

Мы рекомендуем третий вариант: произвести качественный ремонт коробки передач, при соблюдении всех нормативов сборки МКПП, с учетом технической документации завода изготовителя, с установкой надёжных деталей, и проведением регулировки подшипников. При процессе ремонта МКПП, «убивается сразу несколько зайцев»: в любом случае Вам надо какую-то МКПП ставить обратно в моторный отсек, так почему бы не вскрыть Вашу, может замена испорченного подшипника или синхронизатора – более дешёвый и быстрый вариант?! А если учесть, что на проведённые работы и установленные детали Вам дадут гарантию, резонно остановиться именно на ремонте МКПП!
 

Ниже будет приведён интересный вариант ремонта роботизированной МКПП GETRAG, BMW M5, 2005 года выпуска. В ситуации, когда запасных частей не существует как таковых в природе, а б/у МКПП стоит столько, сколько стыдно произносить вслух, нашёлся элегантный выход из ситуации…
 

Итак, поговорим о механической коробке переключения передач (МКПП), её назначении, особенностях, вариантах выхода из строя, о её плюсах и минусах, о ремонте основных типов МКПП и новых разработок: Роботизированной КПП и DSG.

Наличие КПП вызвано несколькими недостатками ДВС (Двигателя Внутреннего Сгорания) - работе в диапазоне оборотов (усреднено) от 500 до 12000, при практически необходимых колёсам автомобиля от 0 до 1800, и максимальное значение крутящего момента ДВС достигается в очень короткий срок. КПП соответственно предназначена для оптимизации режимов работы ДВС в различных условиях эксплуатации. В МКПП это осуществляется ручным переключением между передачами, различающимися передаточными числами (высшие и низшие). Например, в случаях начала движения, разгоне и движении на малых скоростях требуется высокий крутящий момент, но не нужно развивать максимальную скорость. В этих режимах разумно использовать низшие передачи, ведь даже при высоких оборотах ДВС автомобиль будет двигаться медленно. А при движении на скорости, требуется повышенная частота вращения колёс, при умеренных оборотах ДВС. Здесь в ход идут высшие передачи, когда при тех же оборотах ДВС автомобиль будет двигаться быстрее. Отсюда вытекает первая причина поломки МКПП – неправильный выбор передачи, ведь, на высших передачах автомобиль не может двигаться с малой скоростью, тем более, трогаться с места, а включение очень низкой передачи на высокой скорости создаст перегрузку не только МКПП, но и самому ДВС (торможение двигателем рассмотрим отдельно, как плавное понижение передач).

Принцип работы МКПП, заключается в различных комбинациях поочерёдного зацепления зубчатых шестерней в корпусе (картере) МКПП, тем самым, образовывая различные передаточные числа передач. Традиционно, в большинстве случаев, МКПП работает при помощи сцепления, служащее для временного разобщения ДВС и КПП. Последнее требуется для разрыва большого крутящего момента от ДВС, при котором зацепление шестерней, а соответственно переключение передачи в МКПП невозможно.

Любая традиционная МКПП является набором вращающихся валов с косозубыми шестернями (износ которых часто вызывает повышенный гул, но не грозит глобальной поломкой), расположенных в едином корпусе (картер) параллельно друг другу. В большинстве МКПП мы найдём три вала: первичный (ведущий) вал - соединяется с маховиком через сцепление, вторичный (ведомый) вал жёстко соединённый с карданным валом, или с главной передачей и промежуточный вал, служащий для передачи крутящего момента от первичного к вторичному валу.

Первичный и вторичный валы не имеют жёсткой связи, которую имеют первичный и промежуточный валы. На первичном валу расположена закреплённая шестерня, служащая для передачи крутящего момента шестерни промежуточного вала. На вторичном валу находится ряд различных шестерён, свободно вращающихся на валу, без возможности продольного перемещения, но с возможностью блокироваться на валу, и муфты включения передач, вращаются вместе с валом, с возможность продольного перемещения, именно привод в движение заблокированной шестерни вторичного вала при помощи муфты и служит для включения передачи.

При передвижении рычага переключения передач в салоне автомобиля, при помощи ползунов, приводятся в движение вилки переключения передач, способные передвигать муфты включения передач в продольном направлении, и их зубчатые венцы встречаются с зубчатыми венцами соответствующей шестерни, блокируя последнюю. Так происходит передача крутящего момента от ДВС к колёсам. Предусмотрено и предотвращение одновременного включения двух передач при помощи блокирующего «замка», фиксирующего два ползуна, при движении третьего. А когда ни одна из муфт не блокирует шестерни, тогда МКПП находится на нейтральной передаче, и ДВС не передаёт крутящий момент МКПП, а соответственно колёсам автомобиля.

В современных МКПП, для предотвращения ощутимого удара при переключении передачи, и быстрого износа зубчатых венцов муфт, и шестерней используются синхронизаторы. Они уравнивают скорость движения шестерни, и муфты при вращении, для плавного включения. Ощущение сложности включения передачи, должно являться сигналом для владельца автомобиля, о возможном износе синхронизатора. Если данную проблему запустить, не обратившись к специалистам, как результат можно получить скол шестерней и полную деформацию КПП.

Конечно же, мы рассмотрели элементарный вариант МКПП. Век современных технологий даёт нам такие чудеса техники, как роботизированная МКПП, или «робот», представляющую из себя обычную МКПП, однако переключение передач в которой осуществляется при помощи «ЭБУ» (электронного блока управления). К самым современным отпрыскам МКПП можно отнести «DSG» (Direct Shift Gearbox), разработку Audi. Это МКПП с прямым переключением передач, работающая от двух сцеплений, по принципу АКПП, и позволяющая экономить 20 % по сравнению с обычной МКПП на таком же автомобиле.
 

Не секрет, что многие современные МКПП используют в качестве смазывающей жидкости ATF, то есть масло для автоматических коробок передач, а значит и по функциональности они максимально сблизились.

Рассмотрим «за» и «против» МКПП по сравнению с другими трансмиссиями.

«ЗА»

  • Низкая стоимость.
  • Меньшая масса.
  • Более высокий КПД.
  • В большинстве случаев не требует отдельной системы охлаждения.
  • Выше уровень экономии топлива и динамики разгона автомобиля.
  • Простота конструкции.
  • Достаточно высокая надёжность (не рассматриваем сцепление)
  • Более широкий набор техник вождения.
  • Возможность завестись «с толкача», и буксироваться на любое расстояние с требуемой скоростью.

«ПРОТИВ»

  • Утомительное переключение передач, особенно в пробках.
  • Необходимость в умении правильного и своевременного переключения передач.
  • Невозможность плавного движения.
  • Недостаточный ресурс сцепления, связанный с заменой.

 

Ремонт коробок передач - наша работа! Звоните: 8-965-156-66-33