Ремонт гидроблока/мехатроника

Основные признаки неисправности гидроблока

Толчки (даже еле ощутимые), вибрации, «пробуксовки», удары при переключении передач (на начальных стадиях, обычно связанные с повышением или понижением температуры АКПП), затяжка по времени, или наоборот очень короткий промежуток по времени при переключении передачи «вверх» или «вниз», скачки через одну или более передач без сильной акселерации, хаотичное переключение передач, невозможность завести двигатель, невозможность снять автомобиль с «паркинга». Это основные признаки, которые так же могут быть симптомами поломок иного происхождения, и для точного определения природы проблемы необходима диагностика АКПП (как электронная, так и визуально-механическая).

Что ремонтируем (или меняем) при восстановлении гидроблока / мехатроника

 
- Клапана внутри гидроблока «задираются» грязью попавшей в масло, и повреждаются вместе с каналом, требуется перевтуливание комплектом SONNAX и замена клапана.
 
- Золотники внутри соленоида по той же схеме получают механические повреждения и требуют замены, и переборки самого соленоида.
 
- Пружины плунжеров «проседают» от нагрузок, не возвращая клапана, и требуют замены.
 
- Пластмассовые шарики деформируются сами и пробивают вмятины в сепараторной пластине, требуется замена обоих.
 
- Соленоиды, датчики и проводка получают повреждения от температурного режима, или просто выходят из строя, как и большинство электрических деталей, например, при замыкании, и требуют замены.
 
- Неисправности электрических плат и мехатроников, связаны с температурой, грязью и проблемами в электрике гидроблока, требуется ремонт или замена.
 
- Утечки давления из-за повреждения резиновых деталей и адаптеров, связано со старением и усталостью резины в сложных температурных условиях, требуется ремонт при помощи ремкомплекта гидроблока, или замена конкретной детали.
 

Этапы диагностики и ремонта

Признаки повреждения гидроблока / мехатроники, определить не так просто, не имея многолетнего опыта ремонта АКПП. Рывки, «пинки» и пробуксовки автомата,  могут говорить о проблеме как в гидравлической или механической частях АКПП, так и повреждениях гидроблока / мехатроника. Для более точного определения эпицентра неисправности, необходимо пройти несколько этапов:
 
- Электронная (компьютерная диагностика) автомобиля, с выявлением кодов неисправностей (не всегда присутствующих в памяти), а также проверки ряда данных, таких как момент переключения передач, соответствие входящих и исходящих оборотов, температурный режим работы АКПП и множества других.
- «Тест драйв» (дорожные испытания).
- Диагностика на подъёмнике, заключающегося в снятии поддона АКПП, визуальной проверке масла на качество (цвет, запах, наличие отложений или эмульсии), проверки магнитов на наличие стружки или металлической пыли, замер давления и/или проверка герметичности в системе.
- При наличии стенда – проверка гидроблока на стенде.
- Разбор гидроблока и «дефектовка» его комплектующих (корпуса, клапанов, сепаратных пластин, поршней, шариков в каналах и прочих элементов) на наличие хоть микронных повреждений и выработки.
- Электрическая проверка соленоидов на сопротивление и работу в специальной масляной ванне.
- Разбор соленоидов и проверка комплектующих на наличие выработки.
- Ремонт соленоидов, их перевтуливание, прочистка и замена золотников.
- Ремонт или замена электронных дорожек шлейфов мехатроника, где возможно используются ремонтные комплекты мехатроники. Или же меняются электронные платы целиком.
 
После обнаружения причин неисправности (в случае возможности произвести ремонт гидроблока / мехатроника, что возможно далеко не всегда), и тщательной мойки деталей в нефрасе, в стерильной обстановке:
 
- Производится сборка, при использовании ремонтных комплектов, развёртывание каналов, для внедрения втулок и установки новых клапанов, замена соленоидов, сепараторных пластин и прочих запчастей.
- При наличии стенда проверка работоспособности (забегая вперёд скажем, что ни один современный стенд для проверки гидроблоков, не способен разогреть техническую жидкость до температур, соответствующих реальным в момент работы в автомобиле).
- «Прозвон» на сопротивление всех соленоидов и регуляторов давления.
- Позже гидроблок проходит проверку уже на автомобиле, на котором предварительно сбрасывают адаптации.
- Для разных автомобилей и типов АКПП используются специальные методы программирования, адаптации и обкатки, с использованием сканеров и специальных механических программ обкатки, известным только небольшому кругу посвящённых.
- Некоторые само адаптивные коробки позже подстраиваются со временем под стиль вождения водителя, принося небольшие неудобства в течении короткого промежутка времени.
 
 

Особо популярные в ремонте гидроблоки:

 
- 09G/TF60SN – ремонт соленоидов, замена клапанов, аккумуляторов, мануального клапана, сепараторных пластин. Порой меняется само тело гидроблока, «поведённое» от температуры.
- 55-50SN – замена соленоидов, переборка и чистка гидроблока.
- U660E – замена соленоидов, ремонт гидроблока при помощи ремкомплекта.
- RE5R05A – ремонт электро-платы гидроблока.
- 722.6 – замена электронной платы, переборка гидроблока.
- 722.9 – замена электронной платы.
- TF80SC – замена или ремонт соленоидов, замена клапанов.
- 6T30, 6T40, 6T45 – замена блока соленоидов.
- ZF6HP – ремонт мехатроника, замена блока соленоидов.
- 0B5 – установка ремкомплекта мехатроника, замена соленоидов, перепайка шлейфа.
- 0AW – ремонт электрической платы гидроблока.

Общие сведения о гидроблоках

Ровно так же, как и в человеческом организме, основа всего это мозг, основа управления деятельностью любой современной автоматической коробкой передач и блокировкой гидротрансформатора это мозг АКПП - электронный блок управления (ЭБУ) и блок клапанов англ. Valvebody (существует масса названий для данного элемента АКПП: клапанная плита, логика, гидроплита и прочие, но основное: гидроблок) и для современных трансмиссий мехатроник (сочетание электроники последнего поколения и гидравлики). О ремонте последних всё чаще идёт речь в сфере ремонта АКПП. В ряде случаев именно своевременный ремонт гидроблока / мехатроника, предотвращает капитальный ремонт автоматической коробки передач, а у некоторых типов АКПП является неотъемлемой частью «капиталки». Сроки и цены для каждого типа гидроблока разные. Ниже будет приведён список наиболее распространённых в ремонте экземпляров.
 
Тонкости ремонта и признаки проявления неисправности гидроблока / мехатроники, для каждого конкретного случая описаны на нашем сайте в разделе данного типа АКПП, на этой странице же мы рассмотрим общее положение дел, причины поломок и выходы из сложившейся ситуации. Постараемся объяснить? что означают основные термины, и как эти штуки работают и ломаются.
 
Из чего состоит гидроблок, и что в нём может сломаться? Что поддаётся восстановлению, а какие его части подлежат замене? Постараемся коротко это всё понять. Думаем, что не стоит объяснять, о предназначении гидроплиты: она «рулит процессом», включает и выключает пакеты сцеплений, переключая тем самым передачи, следит и регулирует отношение входящих и исходящих оборотов валов, включает и выключает блокировки гидротрансформаторов, смягчает гидроудары при переключении передач.
 
Блок клапанов можно сравнить со слоёным пирогом, только эти слои металлические, изнутри похожие на срез мозга живого существа, с кучей каналов, извили, непонятных впадин и отверстий. Эти слои разделены очень хитрыми пластинами, в некоторых местах заглушающие отверстия внутри плиты, где-то полностью дающие ход потоку ATF, а иногда разрешающие переменное движение масла при помощи различных шариков, а аккумуляторы смягчают удары при изменении давления. В этих металлических слоях двигаются клапаны, притёртые до микронов к внутренним каналам плиты, внешне продолжением является соленоиды и регуляторы давления, зачастую масса датчиков. У многих современных гидроплит апофеозом всего является электронная плата или проще ЭБУ (англ. TCM), служащая в этих, в прямом смысле слова, адских температурах внутри АКПП. А раскалённое масло движется под неимоверным давлением в микроскопически узкие каналы и отверстия, неся с собой всё собранное по пути следования внутри агрегата, и микро-пыль от выработки при взаимодействии металлических деталей, и небольшие фрагменты фрикционных накладок, а зачастую и взвесь от попавшей в систему охлаждающей жидкости.
 
Понятно, что в таких «недружественных» условиях работы, из строя могут выходить не только трущиеся детали, такие как клапаны или золотники соленоидов, которые «залипают» и «зависают», а могут даже плавиться пластиковые и резиновые детали, от повышенных температур могут терять свои свойства по передаче импульсов шлейфы проводов или датчики. Может просто начать «глючить» электроника внутри этого огненного котла. Уставшие и залипшие пружины, не возвращая клапана создают избыток или недостаток давления, приводящий к пробуксовкам сцеплений, из-за которых вырабатывается ещё больше мусора внутри АКПП. И этот «порочный круг» уже прервать невозможно, процесс уничтожения запущен, и выходом будет в лучшем случае реставрация гидроблока, в худшем капитальный ремонт АКПП.
 
Можно бесконечно говорить, как о курице и яйце, что было первым, повреждения гидроблока или остальных систем АКПП, но поверьте всё взаимосвязано, температура и грязь делают своё чёрное дело, и все догадки должны закончиться перед самой процедурой реставрации, начинается исследование. В начале восстановительного ремонта, очень важно понять, сожжённые пакеты фрикционов, металлическая стружка или пыль, пропуск давления в поршнях и прочие признаки, это причина или следствие поломки гидроблока / мехатроника? Ведь, как естественный износ может привести к выработке фрикционной или металлической пыли, убивающей клапана гидроблока, так и некорректная работа мозга может привести к износу узлов АКПП.