Замена масла АКПП

Важный вопрос, с которым рано или поздно сталкиваются почти все водители – это замена масла в АКПП. Сразу стоит отметить, что на самом деле это не масло, а специальная жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), и для каждого типа автоматической коробки передач эта жидкость имеет свои допуски (стоит так же отметить, что цвет масла для автоматов, вариаторов (CVT) и роботизированных коробок передач (DSG, DCT, Power shift, S-tronic и т.д.) не имеет значения, и может отличаться у разных производителей). Так же стоит понять элементарный факт, что производители автомобилей, или АКПП, не являются производителями ATF, и во все «брендовые» ёмкости автомобильных производителей, залита жидкость, производимая иным заводом, и заливать главное по допускам можно ATF, например: MOBIL, ESSO, FEBI, CASTROL, ELF, LIQUI MOLY, MOTUL, MANNOL, RAVENOL, TEXACO и прочих, и каждый АКПП центр, дающий гарантии на замену масла в АКПП, или же на капитальный ремонт, работает с той маркой ATF, с которой он привык работать годами, и уверен в качестве. Для простоты понимания мы будем называть ATF просто «маслом». Когда и как производить замену масла знают далеко не все, поэтому попробуем разобраться подробнее.
Прежде чем приступить к замене, необходимо точно знать, нужна ли эта процедура, и возможна ли она на Вашем автомобиле? Бытует мнение, «чтобы это узнать, достаточно посмотреть на саму коробку. АКПП, не нуждающаяся в замене снабжена специальной табличкой, говорящей о том, что масло прослужит в ней столько же, сколько и сама коробка». К слову, в таких коробках нет щупа для проверки уровня масла. Возможно, приобретая автомобиль, стоит обратить на это свое внимание. Но мы же с вами взрослые люди и реалисты, и понимаем, что нет ничего вечного, и «масло АКПП на весь срок службы» означает просто не долгий срок службы J на время гарантии производителя. Ведь мы меняем постоянно масло в двигателе, скрупулёзно следя за пробегом! А вызнаете, что в АКПП рабочие температуры выше, чем в ДВС!? А то что там работают в экстремальных условиях фрикционные диски на базе целлюлозы, и множество резиновых деталей, подверженных разрушению!? И если вы не произведёте замену масла в автоматической коробке передач, как того рекомендует продавец нового автомобиля, то поверьте вы услышите много интересного от того же продавца, когда после гарантийного срока столкнётесь с необходимостью ремонта АКПП.
Поучительна, например, история с концерном Фольксваген, изменившим технический регламент у нескольких типов АКПП, устанавливаемых на его автомобилях, где так же речь шла об отсутствии необходимости замены масла в коробке передач. Наш АКПП сервис многие годы убеждал на своём сайте широкие массы менять масло в этих типах АКПП до 60 тыс.км., но каждый раз видел клиентов, приезжавших на ремонт гидроблока или на капитальный ремонт, при виде того, что сливается из их автомата, бранивших производителя и продавца всеми бранными словами… И вот прошло 7 лет, и VW меняет тех регламент, теперь замена на 60.000км пробега обязательна!  Не важно, что нет щупа или заливного отверстия, просто это вопрос наличия специального оборудования для замены масла в АКПП.
Скользящие и трущиеся детали внутри агрегата, при очень высоких температурах, в любом случае дают выработку, даже в виде минимально пыли (не говоря уже о стружке, которую не всегда может захватить фильтрующий элемент), а она очень опасна для микронных зазоров внутри того же гидроблока, и приводит к задирам, дающим ещё большую выработку, и так далее, как лавина.
(ФОТО КОРОБКИ С ТАБЛИЧКОЙ)
При замене масла в автоматической трансмиссии, особо важен ещё один элемент: замена фильтра АКПП! Ведь именно от него, его свойств и качества, зависит степень фильтрации масла. И не важно, матерчатый он, или это железная сетка, со временем он забивается элементами распада, и приводит к меньшему протоку масла, а соответственно к падению общего давления, что критично для работы АКПП. К сожалению не все типы автоматических коробок передач сконструированы с возможностью доступа ко внутреннему фильтру АКПП, и для некоторых типов автоматов замена масла оборачивается переборкой, требующей демонтажа и вскрытия АКПП. Об этих типах коробок передач поговорим позже.
Если все-таки мы вас не убедили, и вы считаете, что замена масла в АКПП должна производиться по рекомендациям производителя, когда технические характеристики автомобиля говорят о том, что его коробка нуждается в замене масла, или об этом говорят такие тревожные сигналы как изменение уровня масла, его цвета и запаха, то остается только определиться с дальнейшими шагами. Для диагностирования этих неприятных изменений придется обратиться к компетентным специалистам, которые при помощи предназначенного для этого оборудования не только выяснят причину этих изменений, но и смогут произвести полную замену масла, что невозможно в «гаражных» условиях.
Здесь необходимо отступление. Если пробег вашего автомобиля более 60тыс.км. – полную замену вытеснением под давлением мы, например, не рекомендуем по множеству причин, и производим только после подписания клиентом необходимых документов. Наоборот же рекомендуем несколько «частичных замен», о которых мы тоже отдельно поговорим.
Зачем менять масло в АКПП
Бытует мнение, что нет необходимости менять масло, так как в него не попадают продукты сгорания и оно не подвержено влиянию работающей коробки. Но это только на первый взгляд кажется правдой. На деле есть ряд причин, из-за которых масло приходит в негодность.
  1. Одна из причин – загрязнение, происходящее из-за трения подвижных деталей коробки (уплотнителей, игольчатых подшипников, насосов давления и т.д.). Фильтры грубой очистки не всегда спасают от этой беды, так как пропускают мелкие частицы, что приводит к износу элементов коробки.  Чаще всего загрязнение фильтра чревато замедленным переключением передач.
 
  1. Масло содержит модификаторы трения, компоненты улучшающие стойкость к окислению и присадки, которые способствуют предотвращению коррозии деталей коробки и снижают пенообразование. Со временем их свойства ухудшаются и, соответственно, качество самого масла. За счет этого падает уровень защиты и смазки, понижая производительность АКПП и создавая проблемы в ее работе.
  2. Так как автоматические коробки работают на основе сил трения, еще одной проблемой становится вырабатываемое ей тепло. При «резком» стиле вождения, смене местности, буксировках нагруженных автомобилей происходит более интенсивное переключение передач и, по логике, увеличение нагрузки на коробку и подъему температуры масла. Нормальной температурой масла принято считать 90С. Если температура масла поднимается выше 100С, оно начинает разрушаться, при дальнейшем увеличении температур его ресурс значительно падает.
Когда пора менять масло в АКПП
Международными стандартами, у некоторых марок автомобилей, рекомендована полная замена масла в автоматической коробке каждые 50тыс.км пробега, или через два года эксплуатации. Обязательна так же и замена фильтра АКПП, так как он загрязняется продуктами износа трущихся элементов, как уже говорилось выше. А через каждые 15-20 тыс.км пробега после полной замены масла в АКПП желательно произвести частичную замену масла. И это правильный подход к эксплуатации автоматической трансмиссии, редко кем-то соблюдаемый.
Частичной заменой называют обновление жидкости ATF около 30-40%. Сливная пробка откручивается (если ее нет в Вашей АКПП, необходимо снять поддон и заменить его прокладку), фильтр снимается и сливается отработанное масло. После этого заливается новая жидкость, аналогичная той, которая была залита ранее. Нередко водители сами производят такую замену, но делать эту процедуру часто не рекомендуется, так как остатки старого масла остаются внутри, не вымываясь полностью как при полной замене, а это может повлечь за собой закупорку масляных каналов.
Профилактика
Добросовестные водители при наличии щупа знают, как важно своевременно  проводить проверку уровня масла в АКПП. Проводите проверку уровня как минимум раз в неделю, чтобы продлить срок эксплуатации  Вашей автоматической коробки и исключить её поломку.
Если Вашей трансмиссии не рекомендован другой способ проверки уровня масла, то необходимо завести автомобиль и проехать на нем около 20км, чтобы масло прогрелось до нужной температуры. После этого нужно расположить автомобиль на ровной поверхности и включить рычаг переключения передач в положение «P» или  «N», в зависимости от типа Вашей АКПП.
замена масла акппДалее нужно достать щуп из АКПП, очистить его тряпкой, вставить обратно и после этого оценить уровень масла на щупе:
 
 
 
 
 
 
Если Вы никогда не проверяли уровень масла, не стесняйтесь обратиться к специалистам. Они подскажут, как это сделать именно на Вашей АКПП и контроль уровня масла станет для Вас лёгкой задачей, которая позволит поддерживать Вашу коробку в рабочем состоянии и избежать проблем с ее ремонтом!
Если вы почувствовали нештатную работу вашей автоматической трансмиссии, то конечно же надо незамедлительно проверить качество масла, ведь само всё не исправится, а станет только хуже со временем, но в большинстве случаев бывает поздно его менять, поэтому рекомендуем не дожидаясь неприятностей, менять масло в АКПП после 60 тыс. км. пробега, каждые 20-30 тыс. км. И периодически промывать основные и дополнительные радиаторы в автомобиле, избегая перегрева. А если уже случилась беда, не затягивать с лечением, ведь иногда замена масла в автоматической коробке, промывка системы охлаждения м замена фильтра, реально спасают от глобальных повреждений.
В среднем, в зависимости от типа АКПП:
Работа по частичной замене масла в АКПП вам обойдётся примерно в 2500 рублей
Фильтр АКПП хорошего качества около 1200 рублей
Фильтр АКПП с поддоном для ZF серий 6HP и 8HP в районе 4500 рублей
Литр реально качественного масла АКПП около 900 рублей (сливается в среднем 4-6 литров)
Прокладка АКПП, в зависимости от производителя, типа материала обойдётся примерно в сумму от 200 до 1700 рублей.
Рекомендуем произвести электронную диагностику по замеру температуры рабочей жидкости, с целью определения наличия перегрева масла АКПП, во избежание ухудшения качеств вновь залитого масла, эта процедура обойдётся вам всего в 600 рублей.